Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад  «Чебурашка»

 


 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Чебурашка»

164901 Россия, Архангельская область, г. Новодвинск, ул.3-й Пятилетки, д. 25, к 1

Телефон

+7 (81852) 44465

+7 (81852) 58339

Эл. почта mdouchebyrashka@yandex.ru

Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования – адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее – АОП ДО, Программа) муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Чебурашка» для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации»,
  • Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809),
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 (с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.01.2019 г. № 31, от 08.11.2022 г. № 955),
  • Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022),
  • Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28).

АОП ДО МДОУ «Детский сад «Чебурашка» разработана для обучающихся с ТНР от 4 до 8 лет групп компенсирующей направленности.

Содержание Программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел Программы включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров, характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.

Целью Программы является обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Цели Программы достигаются через решение следующих задач: реализация содержания АОП ДО для обучающих с ОВЗ; коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ; охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса; создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми; объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ; обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ; обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.

Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка с ОВЗ. Они представлены в виде изложения возможных достижений обучающихся на разных возрастных этапах дошкольного детства. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

Содержательный раздел Программы включает: описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие;  формы, способы, методы и средства реализации программы, которые отражают аспекты образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия с педагогическим работником; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся (программу коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и включение обучающихся с ТНР в социум). В содержательный раздел Программы входит Рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе

Программа определяет содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в различных видах деятельности, таких как: предметная деятельность, игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры), коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим работником и другими детьми), познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними); а также такими видами активности ребенка, как восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах), двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями (законными представителями) направлено на повышение педагогической культуры родителей. Основной целью работы с родителями (законными представителями) является обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

Реализация цели обеспечивает решение следующих задач: выработка у педагогов уважительного отношения к традициям семейного воспитания детей и признания приоритетности родительского права в вопросах воспитания ребенка; вовлечение родителей (законных представителей) в воспитательно-образовательный процесс; внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителям (законным представителям), активизация их участия в жизни детского сада. создание активной информационно-развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе; повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения обучающихся.

Работа, обеспечивающая взаимодействие семьи и дошкольной организации, включает следующие направления:

  • аналитическое - изучение семьи, выяснение образовательных потребностей родителей для согласования воспитательных воздействий на ребенка;
  • коммуникативно-деятельностное - направлено на повышение педагогической культуры родителей; вовлечение родителей в образовательную деятельность; создание активной развивающей среды, обеспечивающую единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
  • информационное - пропаганда и популяризация опыта деятельности ДОУ; создание открытого информационного пространства (сайт ОУ, группы в социальных сетях и др.).

АОП ДО МДОУ «Детский сад «Чебурашка» включает программу коррекционной-развивающей работы с детьми с ТНР, которая обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обусловленных недостатками в их психофизическом и речевом развитии; осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с ТНР с учетом их психофизического, речевого развития, индивидуальных возможностей и в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии; возможность освоения детьми с ТНР адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования.

Программа предусматривает специальные условия получения образования детьми с тяжелыми нарушениями речи: создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды, учитывающей особенности обучающихся с ТНР; использование специальных дидактических пособий, технологий, методики других средств обучения (в том числе инновационных и информационных), разрабатываемых образовательной организацией; реализацию комплексного взаимодействия, творческого и профессионального потенциала специалистов образовательных организаций при реализации АОП ДО; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий с учителем-логопедом (не реже 2-х раз в неделю); обеспечение эффективного планирования и реализации в организации образовательной деятельности, самостоятельной деятельности обучающихся с ТНР, режимных моментов с использованием вариативных форм работы, обусловленных учетом структуры дефекта обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

АОП ДО МДОУ «Детский сад «Чебурашка» включает Рабочую программу воспитания. Программа  воспитания  предусматривает  приобщение  детей  к  традиционным ценностям  российского  общества  -  жизнь,  достоинство,  права  и  свободы  человека, патриотизм,  гражданственность,  служение  Отечеству  и  ответственность  за  его  судьбу, высокие  нравственные  идеалы,  крепкая  семья,  созидательный  труд,  приоритет  духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,  историческая  память  и  преемственность  поколений,  единство  народов России.

Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми с ТНР дошкольного возраста всех образовательных областей в следующих направлениях воспитательной работы: патриотическое (строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций), социальное (формировании ценностного отношения обучающихся к семье, другому человеку, развитии дружелюбия, создания условий для реализации в обществе), познавательное (формирование целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека), физическое и оздоровительное (формирование навыков здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего), трудовое формирование ценностного отношения обучающихся к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду), этико-эстетическое (формирование конкретных представления о культуре поведения, становление у ребенка с ТНР ценностного отношения к красоте).

Организационный раздел Программы содержит психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, календарный план воспитательной работы с перечнем основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы МДОУ «Детский сад «Чебурашка».

 

Ссылка  на федеральную образовательную программу дошкольного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ссылка на адаптированную образовательную программу дошкольного образования  МДОУ «Детский сад «Чебурашка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.