Муниципальное дошкольное образовательное учреждение |
|
Рабочая программа учителя-логопеда логопедического пункта разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад «Чебурашка» (далее – ООП).
Данная рабочая программа предназначена для организации образовательной деятельности с детьми от 5 до 7 лет с фонетическим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, с ОНР III-IV уровня, с простой, сложной дислалией, со стёртой формой дизартрии.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО рабочая программа состоит из трех разделов: целевой, содержательный, организационный.
Целью рабочей программы учителя-логопеда является оказание коррекционно-развивающей помощи воспитанникам МДОУ «Детский сад «Чебурашка», имеющим нарушения в развитии устной речи, в реализации возможности интегрировать воспитание и обучение детей в группе общеразвивающей направленности с получением специализированной помощи в коррекции речевых нарушений, в освоении ООП.
Задачи рабочей программы:
своевременное выявление и предупреждение трудностей в освоении обучающимися основной образовательной программы;
коррекция нарушений в развитии устной речи обучающихся;
охрана и укрепление физического и психического детей с нарушениями речи, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с нарушениями речи;
разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.
Общие принципы формирования рабочей программы в соответствии с ООП:
полноценное проживание ребенком всех этапов, обогащение детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей дошкольного возрастов, а также педагогических работников;
признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество ДОО с семьей;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Планируемые результаты освоения программы:
Логопедическое заключение |
Целевой ориентир |
ФНР, дислалия |
Ребенок, имеющий чистую речь |
ФНР, дизартрия |
Ребенок, умеющий произносить правильно все звуки и максимально использующий полученные навыки в процессе общения со взрослыми и сверстниками |
ФФНР, дислалия |
Ребенок, имеющий чистую речь |
ФФНР, дизартрия |
Ребенок, умеющий произносить правильно все звуки и максимально использующий полученные навыки в процессе общения со взрослыми и сверстниками |
ОНР (все уровни) |
Ребенок с максимально возможным восстановлением речевой функции (звукопроизношение, лексика, грамматика), компенсация психических нарушений |
Инструментарий определения эффективности освоения программы.
Диагностика речевых умений проводится по методике О.Б.Иншаковой по разделам речи:
Звукопроизношение, слоговая структура слова
Словарь
Грамматический строй
Связная речь
Фонематическое восприятие, дифференциация звуков
Отслеживание динамики речевого развития воспитанников, посещающих логопедический пункт, проводится учителем – логопедом 3 раза в год.
Данные обследования заносятся в речевые карты каждого ребенка, где отмечается также промежуточная (январь), итоговая динамика коррекционной работы.
Основными направлениями работы учителя-логопеда являются:
проведение обследования воспитанников, определение структуры и степени выраженности имеющегося у них нарушения речи;
осуществление работы, направленной на максимальную коррекцию недостатков в развитии у воспитанников с нарушениями речи в соответствии с логопедическим заключением (ФНР, ФФНР, ОНР);
комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния воспитанников;
проведение подгрупповой и индивидуальной работы по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций.
Особенности организации образовательной деятельности.
Задача учителя-логопеда – создать в условиях логопедического пункта условия для воспитания у детей правильной, четкой, умеренно громкой выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, путем применения, наряду с общепринятыми, специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого дефекта и развитие активной сознательной деятельности детей в области речевых фактов.
С дошкольниками проводятся два типа занятий: подгрупповые и индивидуальные.
На подгрупповых занятиях решаются задачи: воспитание общих речевых навыков: ритм, темп, дыхание, голос, интонация, воспитание слухового и зрительного восприятия, внимание, развитие артикуляционной и ручной моторики, развитие словаря (обогащение словаря по всем лексическим темам), развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, формирование грамматического строя речи, развитие повествовательно-описательной речи, развитие памяти, логического мышления. Еженедельно проводятся по два подгрупповых занятия, продолжительностью 25 минут – в старшей группе (5-6 лет), 30 минут – в подготовительной к школе группе (6-7 лет). В середине каждого коррекционно-развивающего занятия проводится физкультминутка.
Цель индивидуальных занятий - постановка звуков, автоматизация и их дифференциация. Количество индивидуальных занятий определяет учитель-логопед в зависимости от тяжести фонетического дефекта.
Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями осуществляет в следующих формах: ознакомление с результатами диагностики речи обучающихся, обсуждение проблем речевого развития детей, динамики речевого развития; консультирование воспитателей по вопросам развития речи детей
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями (законными представителями) воспитанников логопедического пункта направлена на выработку единого подхода к коррекции нарушений речевого развития детей. Формы взаимодействия с семьей: ознакомление с результатами обследование речи детей; индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) и предоставление рекомендаций по вопросам речевого развития воспитанников, наглядная информация, выступление на родительских собраниях.