Муниципальное дошкольное образовательное учреждение |
|
Рабочая программа учителя-логопеда разработана и адаптирована к образовательным потребностям и особенностям обучающихся средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) на основе адаптированной образовательной программы МДОУ «Детский сад «Чебурашка» (далее –АОП).
Рабочая программа учителя-логопеда разработана и адаптирована к образовательным потребностям и особенностям обучающихся подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) на основе адаптированной образовательной программы МДОУ «Детский сад «Чебурашка» (далее –АОП).
Данная рабочая программа предназначена для устранения общего недоразвития
речи (далее ОНР) у детей 6-7 лет с I - II уровнем речевого развития.
Рабочая программа рассчитана на один учебный год с 01.09.2023 по 31.05.2024.
Рабочая программа обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обусловленных недостатками в речевом развитии;
- осуществление индивидуально-ориентированной помощи обучающимся с ТНР с учетом их психофизического, речевого развития, индивидуальных возможностей и в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
- возможность освоения АОП детьми с ТНР.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО рабочая программа состоит из трех разделов: целевой, содержательный, организационный.
Целью рабочей программы учителя-логопеда является обеспечение коррекции нарушений речевого развития детей с ТНР, оказание квалифицированной помощи в освоении АОП для детей с тяжелыми нарушениями речи МДОУ «Детский сад «Чебурашка»
Задачи рабочей программы:
- определение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обусловленных уровнем их речевого развития и степенью выраженности нарушения;
- коррекция речевых нарушений на основе координации педагогических, психологических и медицинских средств воздействия;
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ТНР консультативной и методической помощи по особенностям развития обучающихся с ТНР и направлениям коррекционного воздействия.
Общие принципы формирования рабочей программы в соответствии с АОП:
1. Поддержка разнообразия детства.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии
человека.
3. Позитивная социализация ребенка.
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и родителей (законных представителей).
5. Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
6. Сотрудничество с семьей.
7. Возрастная адекватность образования.
Планируемые результаты освоения рабочей программы представлены в виде целевых ориентиров. К концу учебного года:
- обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
- ребёнок усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
- ребёнок употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные;
- ребёнок умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
- ребёнок правильно употребляет основные грамматические формы слова;
- ребёнок составляет различные виды описательных рассказов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы;
- ребёнок владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы;
- ребёнок фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план);
- ребёнок осуществляет операции фонематического синтеза;
- ребёнок осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных).
Инструментарий определения эффективности освоения программы Задачами углубленного логопедического обследования являются выявление особенностей общего и речевого развития детей: состояния компонентов речевой системы, соотношения развития различных компонентов речи, сопоставление уровня развития языковых средств с их активизацией (использованием в речевой деятельности). Отслеживание динамики речевого развития воспитанников группы проводится учителем – логопедом 3 раза в год:
- в начале учебного года с 01.09. 2023 по 15.09.2023;
- в середине учебного года с 09.01.2024 по 19.01.2024;
- в конце учебного года с 20.05.2024 по 31.05.2024.
Результаты диагностики заносятся в речевую карту на основе схемы обследования индивидуального речевого и общего развития ребенка с ОНР (с 4 до 7 лет) Нищевой Н.В.
Основными направлениями работы учителя-логопеда по коррекции и развитию речи детей с ТНР в подготовительной к школе группе являются: развитие словаря, совершенствование грамматического строя речи, развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза, развитие связной речи и речевого общения.
Особенности организации образовательной деятельности. В ходе реализации рабочей программы предусмотрено создание специальных условий получения образования детьми с тяжелыми нарушениями речи:
- создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды, учитывающей особенности обучающихся с ТНР;
- использование специальных дидактических пособий, технологий, методики других средств обучения (в том числе инновационных и информационных), разрабатываемых образовательной организацией;
- реализацию комплексного взаимодействия, творческого и профессионального потенциала специалистов образовательных организаций при реализации АОП ДО;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий с учителем-логопедом (не реже 2-х раз в неделю);
- обеспечение эффективного планирования и реализации образовательной деятельности, самостоятельной деятельности обучающихся с ТНР, режимных моментов с использованием вариативных форм работы, обусловленных учетом структуры дефекта обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
В подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями проводится 4 фронтально-подгрупповых занятия (две подгруппы по 5 человек, сформированные по смешанному принципу выраженности дефекта) продолжительностью 25-30 минут. Перерывы между занятиями 10 минут используются для проведения динамических пауз. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 15 -20 минут. Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, коррекцию произношения нарушенных звуков, коррекцию слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия. Сформированные речевые навыки учитель-логопед закрепляет в ходе совместной деятельности с детьми в ходе режимных моментов.
Коррекционно-развивающая работа с детьми включает в себя направления, связанные с развитием и гармонизацией личности ребенка с ТНР, формированием морально-нравственных, волевых, эстетических и гуманистических качеств. Рабочая программа учителя-логопеда предусматривает реализацию целей и задач программы воспитания АОП МДОУ «Детский сад «Чебурашка». Общая цель воспитания- личностное развитие дошкольников с ТНР и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества. Содержание программы воспитания реализуются в укладе МДОУ «Детский сад «Чебурашка», включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.
Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. Взаимодействие со специалистами (воспитателями, воспитателем по физкультуре, музыкальным руководителем) логопед осуществляет в разных формах: совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателями.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников группы компенсирующей направленности направлена на выработку единого подхода к коррекции нарушений речевого развития детей. Формы взаимодействия с семьей: педагогический мониторинг, групповые встречи, совместные мероприятия, наглядная информация, индивидуальная работа (педагогические беседы, индивидуальные консультации. проведение занятий в присутствии родителей, разработка рекомендаций по вопросам развития детей).