Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад  «Чебурашка»

 


 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Чебурашка»

164901 Россия, Архангельская область, г. Новодвинск, ул. Первомайская, д. 5 

Телефон

+7 (81852) 44465

+7 (81852) 42713

+7 (81852) 58339

Эл. почта mdouchebyrashka@yandex.ru

Аннотация к рабочей программе учителя-логопеда подготовительной к школе группы компенсирующей направленности "Ладушки"

Рабочая  программа  учителя-логопеда  разработана  и  адаптирована  к образовательным  потребностям  и  особенностям  обучающихся  средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР)  на  основе  адаптированной  образовательной  программы  МДОУ «Детский сад «Чебурашка» (далее –АОП).  

Рабочая  программа  учителя-логопеда  разработана  и  адаптирована  к образовательным  потребностям  и  особенностям  обучающихся  подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР)  на  основе  адаптированной  образовательной  программы  МДОУ «Детский сад «Чебурашка» (далее –АОП).   

Данная  рабочая  программа  предназначена  для  устранения  общего  недоразвития

речи (далее ОНР) у  детей  6-7 лет  с I - II уровнем речевого развития. 

Рабочая  программа  рассчитана  на  один  учебный  год  с 01.09.2023 по 31.05.2024.

Рабочая программа обеспечивает: 

-  выявление  особых  образовательных  потребностей  обучающихся  с  ТНР,  обусловленных недостатками в речевом развитии;

-  осуществление  индивидуально-ориентированной  помощи обучающимся  с  ТНР  с  учетом  их  психофизического,  речевого  развития,  индивидуальных возможностей и в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

 -  возможность  освоения  АОП детьми  с  ТНР.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО рабочая программа состоит из трех разделов: целевой, содержательный, организационный.

Целью  рабочей  программы  учителя-логопеда  является  обеспечение    коррекции  нарушений  речевого развития детей с ТНР, оказание квалифицированной помощи  в освоении АОП для детей с тяжелыми нарушениями речи МДОУ «Детский сад «Чебурашка»

Задачи рабочей программы:

-  определение  особых  образовательных  потребностей  обучающихся  с  ТНР,  обусловленных уровнем их речевого развития и степенью выраженности нарушения;

-  коррекция  речевых  нарушений  на  основе  координации  педагогических,  психологических  и медицинских средств воздействия;

-  оказание  родителям  (законным  представителям)  обучающихся  с  ТНР  консультативной  и методической  помощи  по  особенностям  развития  обучающихся  с  ТНР  и  направлениям коррекционного воздействия.

Общие принципы формирования рабочей программы в соответствии с АОП:

1. Поддержка разнообразия детства.

2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии

человека.

3. Позитивная социализация ребенка.

4. Личностно-развивающий  и  гуманистический  характер  взаимодействия  педагогических  работников и родителей (законных представителей).

5. Содействие  и  сотрудничество  обучающихся  и  педагогических  работников,  признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

6. Сотрудничество с семьей.

7. Возрастная  адекватность  образования.

Планируемые результаты освоения рабочей программы представлены в виде целевых ориентиров.  К концу учебного года:

- обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;

- ребёнок усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

- ребёнок  употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные;

- ребёнок умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;

- ребёнок правильно употребляет основные грамматические формы слова;

- ребёнок составляет различные виды описательных рассказов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы;

- ребёнок владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы;

- ребёнок фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план);

- ребёнок осуществляет операции фонематического синтеза;

- ребёнок осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных).

Инструментарий определения эффективности освоения программы Задачами углубленного логопедического обследования являются выявление особенностей общего и речевого развития детей: состояния компонентов речевой системы, соотношения развития различных компонентов речи, сопоставление уровня развития языковых средств с их активизацией (использованием в речевой деятельности). Отслеживание динамики речевого развития воспитанников группы проводится учителем – логопедом 3 раза в год:

 - в начале учебного года с 01.09. 2023 по 15.09.2023;

- в середине учебного года с 09.01.2024 по 19.01.2024;

- в конце учебного года с 20.05.2024 по 31.05.2024.

Результаты диагностики заносятся в речевую карту на основе схемы обследования индивидуального речевого и общего развития ребенка с ОНР (с 4 до 7 лет) Нищевой Н.В.

Основными направлениями работы учителя-логопеда по коррекции и развитию речи детей с ТНР в подготовительной к школе группе являются: развитие словаря, совершенствование грамматического строя речи, развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза, развитие связной речи и речевого общения.

Особенности организации образовательной деятельности. В ходе реализации рабочей программы предусмотрено создание  специальных условий получения образования детьми с тяжелыми нарушениями речи: 

-  создание  предметно-пространственной  развивающей  образовательной  среды,  учитывающей особенности обучающихся с ТНР;  

-  использование  специальных  дидактических  пособий,  технологий,  методики  других  средств обучения (в том числе инновационных и информационных), разрабатываемых образовательной организацией;  

-  реализацию  комплексного  взаимодействия,  творческого  и  профессионального  потенциала специалистов образовательных организаций при реализации АОП ДО;  

-  проведение  групповых  и  индивидуальных  коррекционных  занятий  с  учителем-логопедом (не реже 2-х раз в неделю);  

-  обеспечение  эффективного  планирования  и  реализации  образовательной деятельности,  самостоятельной  деятельности  обучающихся  с  ТНР,  режимных  моментов  с использованием  вариативных  форм  работы,  обусловленных  учетом  структуры  дефекта обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

В подготовительной к школе  группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями проводится 4 фронтально-подгрупповых занятия (две подгруппы по 5 человек, сформированные по смешанному принципу выраженности дефекта) продолжительностью 25-30 минут. Перерывы между занятиями 10 минут используются для проведения динамических пауз. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 15 -20 минут. Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, коррекцию произношения нарушенных звуков, коррекцию слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия. Сформированные речевые навыки учитель-логопед закрепляет в ходе совместной деятельности с детьми в ходе режимных моментов.

Коррекционно-развивающая  работа  с  детьми  включает  в  себя  направления,  связанные  с развитием  и  гармонизацией  личности  ребенка  с  ТНР,  формированием  морально-нравственных, волевых,  эстетических  и  гуманистических  качеств. Рабочая программа учителя-логопеда предусматривает реализацию целей и задач программы воспитания АОП МДОУ «Детский сад «Чебурашка». Общая  цель  воспитания-  личностное  развитие  дошкольников  с  ТНР  и создание  условий  для  их  позитивной  социализации  на  основе  базовых  ценностей  российского общества. Содержание программы воспитания  реализуются  в  укладе  МДОУ «Детский сад «Чебурашка»,  включающем  воспитывающие  среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события. 

Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. Взаимодействие со специалистами (воспитателями, воспитателем по физкультуре, музыкальным руководителем) логопед осуществляет в разных формах: совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателями.

Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников группы компенсирующей направленности направлена на выработку единого подхода к коррекции нарушений речевого развития детей. Формы взаимодействия с семьей: педагогический мониторинг, групповые встречи, совместные мероприятия, наглядная информация, индивидуальная работа (педагогические беседы, индивидуальные консультации. проведение занятий в присутствии родителей, разработка рекомендаций по вопросам развития детей).